Крылья Родины

Размещаем статью руководителя поискового отряда «Рубеж Славы» Сергея Рыбакова, опубликованную в газете  «Дмитровский вестник».

Большинство летчиков, погибших в годы Великой Отечественной Войны, без сомнения, закончили свою жизнь в бою. Многие из них до настоящего времени числятся пропавшими без вести. И сколько бы времени ни прошло, мы по-прежнему продолжаем открывать неизвестные страницы военной эпохи. Рано или поздно накопленная информация назревает и «выстреливает», и тогда энтузиасты поиска планируют экспедиции и с нетерпением ждут полевых выходов. Казалось бы, полевой сезон долог, но работы бывает так много, что полное раскрытие конкретной темы тянется годами, ведь нужно всё проверить и сопоставить.

В июне-июле текущего года на территории Дмитровского района поисковым отрядом «Рубеж Славы» были проведены две полномасштабные экспедиции на местах падения двух советских боевых самолётов, сбитых врагами в конце ноября 1941 года.В начале мы хотели рассказать о раскопках в районе озера Долгое, но из-за жёстко выделенных сроков работ на территории частных владений в районе д. Целеево наша первая экспедиция плавно перешла во вторую. Поэтому речь пойдёт о найденных местах гибели двух советских лётчиков-истребителей, сражавшихся на боевых машинах МИГ-3. Удивительно, но факт: два истребителя по стечению обстоятельств были найдены и индифицированы почти в одно время. Но удивительно это только на первый взгляд. Ведь у каждой истории есть своя предыстория. Собираемая годами информация требует детального изучения, и следопытам ещё предстоит разобраться в тайнах.

Вся эта интересная поисковая страница начиналась в сентябре 2010 г. В окрестностях с. Ильино (Якотский административный округ) поисковиками Дмитровского и Талдомского районов был поднят советский бомбардировщик ДБ-3Ф. Тогда сводный отряд обнаружил останки стрелка-радиста, гвардии сержанта Куркоткина Михаила Александровича (1922 г. р.), уроженца с. Запрудно Раменского района Московской области. В процессе работы поисковики делились собранной, но ещё не реализованной информацией. Энтузиаст военной авиации Андрей Николаевич Зубанов сообщил, что с талдомского аэродрома в ноябре-декабре 1941 г. на боевые задания вылетали истребители, штурмовики и бомбардировщики. Правда о судьбах многих пропавших без вести лётчиков ничего не известно.

Нами были подняты архивы 6-го ИАК (истребительного авиакорпуса) ПВО, 46-й САД (смешанной авиадивизии) и других авиачастей фронтового подчинения. Из военных архивов мы узнали, что «28 ноября 1941 г. с военного аэродрома в Юркино на боевое задание (разведку) в район Яхрома-Дмитров вылетели два истребителя МИГ-3. В этот день передовые части вермахта захватили г. Яхрому. Обратно на свой аэродром истребители не вернулись. Боевые машины пилотировались лётчиками 176 ИАП 1 Воздушной Армии: старшим лейтенантом Рожновым Алексеем Васильевичем (1908 г. р.) и младшим лейтенантом Крайко (И.О. неизвестны). До наших дней зам. командира эскадрильи А. В. Рожнов числится среди пропавших без вести».

Эта информация сильно «зацепила» дмитровских поисковиков и вызвала огромное желание найти место гибели лётчика. Соответственно, вся осень ушла на сбор информации о пропавшем истребителе.

За пять лет поисковой работы поисковый отряд «Рубеж Славы» побывал на местах падения ТБ-3, ПЕ-2, ИЛ-2 и МЕ-109 под д. Степаново (3 км западнее г. Яхрома), но о месте падения МИГ-3 не было известно.

22 октября 2010 г., после первых заморозков, в районе истока р. Икшанки, на западном склоне гряды, напротив д. Новлянки, поисковиками Сергеем Рыбаковым и Павлом Муничкиным были обнаружены обломки самолёта. Место падения находилось в лесу, рядом с горнолыжным спуском. На склоне была найдена воронка диаметром более 2-х метров, чуть ниже на расстоянии 1520 метров — элементы двух плоскостей (крыльев) со сложенными шасси. При первичном осмотре стало ясно, что перед нами советский истребитель.

Требовалось более тщательное исследование, и мы стали готовиться к экспедиции. Трудности с раскопками возникали из-за невозможности доступа к месту падения самолёта, находящегося на территории частной собственности. Предстояло оформление документов и поиск свидетелей военных событий. Благодаря депутату Р. Булатову (г/п Деденево) зимой в д. Новлянки были найдены очевидцы воздушного боя -сёстры Коноваловы. В военное время они были детьми и своими глазами наблюдали за боем, разгоревшимся в ноябрьском небе 1941 г.

О гибели неизвестного лётчика и его первичном захоронении нам рассказали в д. Целеево. Шло время, и весной 2011 г. мы подали документы на работы в «Парке Альпа». Ответа пришлось ждать долго. За это время члены отряда «Рубеж Славы» побывали в экспедиции под Демянском в Новгородской области, а 4 мая, участвуя в автопробеге по местам боёв на территории Дмитровского района, нам удалось узнать о падении ещё одного самолёта в районе озера Долгое. Этими вестями с поисковиками поделилась учитель истории Каменской школы № 2 Е. И. Лебедникене.

Новая информация внесла коррективы в планы работы ПО «Рубеж Славы». Вечером 9 мая текущего года была проведена разведка у озера Долгое. Опрошены жители д. Рыбаки, благодаря старосте В. Б. Леошеня нашли единственную очевидицу событий 1941 г. — Клавдию Ивановну Щёткину (1924 г. р.). Она рассказала о гибели советского лётчика накануне оккупации д. Рыбаки. Вспоминала дядю Ваню Сагалдина, похоронившего неизвестного лётчика рядом с местом падения самолёта.

Из хроники военного времени: «… с. Озерецкое, д. Рыбаки входили в состав Коммунистического района и находились в зоне оккупации с 28.11. по

10.12.1941года». Ближайший путь к месту падения самолёта проходит через пансионат МВД РФ, его руководство с пониманием отнеслось к нашей миссии.

Таким образом, готовясь к экспедиции в «Парке Альпа», мы, не теряя времени, сориентировались на поиски в районе оз. Долгое. В итоге мы узнали места гибели двух неизвестных лётчиков. Для точного выявления имён бесследно исчезнувших героев неба стоило работать. На местах падения самолётов мы старались найти ответы на многие вопросы:

  • определение марок самолётов (по поднятому «железу»);
  • их функциональное назначение (по собранным гильзам — вооружение);
  • выявление авиационных полков, ведущих боевые действия в данных районах (по заводским номерам агрегатов и основных узлов боевых машин).

При нахождении останков и вещей лётчиков — возможность более точного установления личностей погибших.

В итоге, подготовив документы-постановления для проведения экспедиции на территории Габовского административного округа, мы отправились на озеро Долгое.

Июньская экспедиция: озеро Долгое (около д. Рыбаки).

23 мая мы приступили к раскопкам в лесном массиве (500 м южнее оз. Долгое). На месте падения самолёта огромная воронка, полностью заполненная водой. Впереди два дня тяжёлой работы.

Рельеф местности немного облегчил спуск воды, и поисковики прокопали 30-метровую траншею к оврагу. Мощный поток воды с шумом горной реки нарушил тишину леса. На дне овальной воронки -илистая жижа с маслянистыми разводами и сильным запахом бензина. На обнажившихся берегах большой ямы видны куски дюралюминия. Опущенные в воронку металлоискатели пронзительным фоном, подавали сигналы о разных металлах.

миг3Поисковики вооружились вёдрами и приступили к вычерпыванию липкой глины. Силы окончательно покинули членов экспедиции, но хороший задел в работе гарантировал успех дальнейших поисков. В течение дня мы собрали множество обломков фюзеляжа и на двух листах обшивки увидели красный луч звезды и надпись «1941 г.». Работая щупами, натыкались на крупные куски брони.

На следующий день шла зачистка предполагаемого места нахождения двигателя. В этом месте от резкого запаха горючего кружилась голова, но, сменяя друг друга, поисковики извлекли из раскопа алюминиевые куски «рубашки» — кожуха двигателя А-35.

Вот, наконец, и первые серьёзные находки — генератор № 120279, деформированный стартёр № 149597. Помимо рваного «железа» были найдены гильзы от пулемётов ШКАС (7,62 мм) и крупнокалиберного УБС (12,7 мм). К вечеру северная часть воронок вычищена полностью.

Третий день работы дал ответы на многие вопросы. Мы окончательно определили направление падения боевой машины (с северо-востока на юго-запад) и пришли к общему мнению, что перед нами обломки высотного истребителя МИГ-3. Подтверждением являлись находки: цилиндры двигателя водяного охлаждения, стойки шасси, гильзы боеприпаса, лонжероны крыльев, воздушный баллон пневматики, бронеза-щита лётчика.

Приступили к раскопкам южной стороны воронки: из крупного железа обломки брони защиты картера (толщиной 12-14 мм) и алюминиевые листы фюзеляжа, окрашенные в зелёный и чёрный цвета. По-прежнему попадаются оплавленные дюралевые лепёшки и разорванные гильзы БС (системы Березина).

В двух метрах от воронки по направлению падения истребителя приступили к верховому просеиванию грунта. Установлено место разбитого фонаря кабины лётчика. Найдены: разорванный командирский поясной ремень, разбитые закопчённые стёкла фонаря, два прибора с панели управления и разъёмы электроводки.

В итоге просеяна борозда длиной 7 м и шириной 2 м на глубину штыка лопаты.

Вывод: у истребителя при падении горел двигатель, масло забрызгало стёкла фонаря, и после катастрофы самолёт продолжил гореть. Судя по обломкам конструкции фонаря, боевая машина падала кабиной вниз, и это вполне объяснимо. Находясь на низких высотах, лётчик пытался покинуть МИГ, так как времени сползания на крыло у него уже не было.

К 22 июня мы завершили поисковые работы у оз. Долгое. Собрали обломки самолёта к обелиску, забили десятки шурфов в поисках захоронения, но на месте старого памятника сейчас воздвигнут новый. Возможно, утерянная могила неизвестного лётчика покоится под плитами нового мемориала.

Июльская экспедиция: «Парк Альпа» (за д. Целеево).

В конце июня поисковый отряд получил разрешение для проведения раскопок на месте падения советского самолёта. Этого момента мы ждали почти три месяца, а работать пришлось всего три дня. На крутом склоне в лесу было сухо, так что полдня ушло на расчистку места работы от валежника и зарослей кустарника. Раскопки выше воронки результатов не дали, всё интересное мы стали находить ниже по склону, до самого основания, из которого пробивался родник.

Все элементы разбитой машины так повторяли находки предыдущей экспедиции, что сомнений совсем не было. Мы нашли место падения ещё одного истребителя МИГ-3.

  Весь рабочий склон шириной 10 м и длиной 25 м был обследован. Перекопав всю площадь, мы обнаружили груду металла от грозной боевой машины. Удачей среди находок был технологический люк с заводским номером самолёта: 4584. Фюзеляж самолёта был выкрашен в белый цвет, что соответствовало зимней маскировке. Из-за большого количества оплавленной дюрали и разорвавшихся при пожаре гильз крупнокалиберного пулемёта БС стало ясно, что истребитель сильно горел. Это полностью подтверждало версию о МИГе, вылетевшем 28 ноября 1941 г. с аэродрома Юркино и не успевшем израсходовать большую часть топлива.

3Работая на склоне снизу вверх, мы последовательно снимали грунт и в пяти метрах ниже воронки обнаружили место фонаря кабины лётчика. Разбитые лобовое бронестекло, лётные приборы (в том числе штурманские часы), переключатели и цветные лампочки. От радиостанции -фольга конденсаторов и фарфоровые изоляторы антенны, а ещё найдены пряжки ремней с кресла лётчика. Карабин крепежа пилота к креслу был выдран с корнем. Стало понятно, что при ударе о землю, самолёт скопатировал вниз по склону.

Собрав все находки, мы воздвигли памятное место на участке падения советского истребителя МИГ-3 (№ 4584).

В этих экспедициях участвовал сводный отряд поисковиков (15 человек), которые добросовестно отработали свои «вахты памяти». Среди молодёжи из отряда «Рубеж Славы» хотелось бы отметить: Сергея Куницына, Дмитрия Довгань, Николая Шаброва и Дениса Рыбакова. Большое спасибо за помощь пяти офицерам ФТС России из поискового отряда «Кинолог»: Дмитрию Красавину, Ивану Лерке, Владимиру Захарову, Артуру Ку-шунбаеву и Константину Ежову.

Проведя поисково-исследовательские работы на месте гибели советских лётчиков и проанализировав всю собранную информацию, поисковики сделали выводы. Нами однозначно обнаружены обломки двух высотных истребителей МИГ-3 (номер одного известен). Оба самолёта являются боевыми машинами ПВО: 176 ИАП 1ВА («Парк Альпа» под д. Новлянки) и 120 ИАП ВВС МЗО (Московской зоны обороны) в районе оз. Долгое у д. Рыбаки. Поисковики уверены, что у д.Новлянки в воздушном бою с двумя мессерами 28.11.1941 г. погиб ст. лейтенант Алексей Васильевич Рожнов (1908 г.р.), уроженец Благовещенского с/с, Воскресенского района, Горьковской области.

2С выводом по второму истребителю у оз. Долгое торопиться не стоило. В этом случае поисковикам потребуется дополнительное время для обработки архивных документов в ЦАМО РФ (г. Подольск). Мы предполагаем, что у д. Рыбаки 27.11.1941г., во время возвращения с боевого задания из-под г. Солнечногорска, зенитным огнём противника был сбит МИГ-3, пилотируемый ст. лейтенантом Максимом Максимовичем Кулаком (1915 г.р.), ком. эскадрильи 120 ИАП, уроженцем Донбасса.

До сегодняшнего дня оба лётчика — в числе пропавших без вести. Это легко объяснимо, так как поисковые работы по ним не велись. Лётчики-истребители А. В. Рожнов и М. М. Кулак пропали без вести 28-го и 27-го ноября 1941 г., накануне оккупации мест падения самолётов. Далее в Коммунистическом, Краснополянском и Дмитровском районах в течение двух недель проходили тяжёлые кровопролитные бои, а из-за непогоды места гибели лётчиков были засыпаны метровые слоем снега. И эксперты, и комиссия НКВД попали на места падения самолётов только весной 1942 г. Конечно, это догадки, но факты гибели и захоронения двух неизвестных сталинских соколов подтверждены местными жителями — живыми очевидцами событий.

Почему мы так тщательно ведём эти расследования? Ответ прост: фраза «пропал без вести» несправедлива к героям-защитникам. Для выявления имён и работают поисковые отряды на местах боёв Великой Отечественной войны. В Интернете на сайте obd-memorial мы нашли Приказ ГУ кадров № 61 от 14.01.1947 г., об исключении из списков 92 лётчиков. В лучшем случае в графе существует запись: «не вернулся с боевого задания», что равносильно «пропал без вести».

Разыскивая и находя места гибели, мы хотим добиться полной реабилитации несправедливо забытых имён.

Весной 2010 года на месте гибели неизвестного лётчика у д. Рыбаки (за пансионатом МВД РФ) благодаря администрации г/п Габовское (глава — Р. Д. Сарсадских) и помощи руководства пансионата (директор А. Н. Вылегжанин) был воздвигнут новый воинский обелиск. Он установлен на месте старого памятного знака, требующего реконструкции.

Ежегодно многие отдыхающие в пансионате из разных уголков России посещают этот памятник. В лесу к нему проложена тропа, обозначенная георгиевскими лентами. В последний день раскопок поисковики случайно обнаружили под корнями вековой ели бутыль-капсулу. Мы не удержались и прочли содержимое записок:

«31 августа и 2 сентября 2003 г. здесь был Анатолий Сергеевич Прохоров, д/о «Озеро Долгое» А. С. П. P.S. Привёл в порядок могилку и обелиск».

«Были возле обелиска 11.09.2004 г. почтили память павшим героям ВОВ. Отдыхающие д/о «Озеро Долгое» МВД РФ. Меренковы из Белгородской области, Млониковы г. Мурманск, Дмитриевы из Карелии».

Дорогие россияне, не безразличные к судьбам павших за свободу Родины, большое спасибо за то, что помните. Мы рады, что памятные места не забыты, и к ним с цветами приходят поклониться люди.

Совсем другая ситуация возникла на территории частного владения. Мы признательны, что нас допустили к раскопкам, но дальнейшего развития связей с охраняемой зоной отдыха не произошло. Поисковики создали временное памятное место из двух сложенных крыльев истребителя, но доступа к нему никому нет. Возможно, со временем мы сможем перенести железо, но само место гибели останется безымянным. Вопрос об установлении мемориальной доски защитнику Москвы, ст. лейтенанту А. В. Рожнову, погибшему в воздушном бою 28 ноября 1941 г. стоит решать на уровне главы администрации округа и руководства «Парка Альпа».

Пользуясь предоставленным случаем, хотелось бы поблагодарить за помощь в организации экспедиций начальника Управления по делам молодёжи Г. И. Зуеву и председателя правления ДРОО «Боевое братство» полковника ФТС РФ В. Ю. Кузовлева, сотрудника ФТС Екатерину Грибкову.

P.S. Во время написания материала разведка поискового отряда «Рубеж Славы» обнаружила в лесу Рогачёво обломки ещё одного истребителя (№3569). Скоро следопыты приступят к раскопкам.

1 комментарий к “Крылья Родины”

Добавить комментарий для Игорь Отменить ответ