Историческая справка: село Озерецкое

ОзерецкоеВдоль Рогачевского шоссе на берегу Нерского озера расположено старинное, некогда богатое село Озерецкое. Живописный природный ландшафт, три озера – Круглое, Долгое, Нерское, оставшиеся от ледникового периода, лесные массивы, богатый животный и растительный мир издавна привлекали сюда людей. Считается, что первые обитатели появились здесь в IV тысячелетии до нашей эры. Основой их хозяйства были охота и рыболовство. Изготовляли они лепную глиняную посуду. Эти люди предпочитали селиться на берегах небольших речек и озер. Такие поселения известны в районе озер Долгое и Круглое. Очень древние каменные орудия найдены на одной из стоянок на Круглом озере. К IX веку относят находящиеся у села Мышецкое южнее Круглого озера славянские курганы, следы поселений славянских племен вятичей и кривичей.

Наш край — свидетель многовековой русской истории, теснейшими узами связанной с историей Москвы. Многие земли в окрестностях озер были наследственными вотчинами Московских князей. Рядом с деревней Рыбаки находилось древнее село Лопастенское, упоминаемое в духовной грамоте Иоанна Калиты. Сохранились остатки этого села XIV века, а также следы более древнего домонгольского селища.

В начале XVII века село Старое Озерецкое находилось в дворцовом ведомстве, то есть оно принадлежало русским царям, которые любили здешние дикие края, с их первозданной природой и часто приезжали сюда охотиться. Известно, что еще первый русский царь из династии Романовых — Алексей Михайлович, прозванный в народе Тишайшим, охотился здесь на медведей. В то время здесь была деревянная церковь, освященная во имя святого Николая-чудотворца. Рядом с ней располагались дворы попа, дьяка и просвирницы. А вокруг простирались церковные луга, сенокосы и пашни. В 1646 году в селе было 63 крестьянских двора.

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон

В 1654 году Алексей Михайлович дарит село Озерецкое Патриарху Никону. С тех пор село с тремя церквами, богатое церковными лугами, сенокосами и пашнями имеет и свой патриарший двор, неоднократно Никольская церковь принимает Патриархов Всероссийских. В 1703 году Великий Государь Петр Алексеевич издает указ о строительстве на месте деревянной церкви нового каменного Никольского храма, который сохранился до наших дней. Реет над селом, устремленное куполами то ли в небесные дали, то ли в голубизну вод озера Нерского церковь несказанной красоты. За триста лет сколько народу в крестьянских зипунах и поддевках, в боярских шубах и кафтанах, в мундирах и сюртуках, топчась на древних ступенях паперти в звездные пасхальные ночи ждали самой радостной, самой сердцу родной вести: «Христос Воскресе!»

Царь Петр I издает указ  постройке каменного храма
Царь Петр I издает указ постройке каменного храма

Подробнее об основных событиях в истории села Озерецкое и Никольского храма, об их далеком и недалеком прошлом и о сегодняшней жизни, повествуют шесть фресок в трапезной части храма. Клеймо, ближайшее к Крестовоздвиженскому приделу отражает события далекого 1654 года: восседающий на троне Великий Государь всея Великия и Белыя и Малыя России Алексей Михайлович дарит Святейшему Патриарху Никону свое село Озерецкое и вручает грамоту на владение им. В следующем клейме на южной стене видим Великого Самодержца Петра Алексеевича, согласно древнему преданию во время охоты отстал нечаянно Государь от своей дружины и потерялся в лесной чаще. Вот он с молитвой выходит к озеру, к деревянному храму на холме и, благодаря Спасителя и Его угодника Святителя Николая за спасение, обещает построить новый каменный вместо деревянного храм. Это произошло в 1703 году, последующее событие издания царем Петром Указа о постройке нового каменного храма и начало строительства изображает фреска на западной стене. Там же повествование в красках о посещении церкви святителем Филаретом митрополитом Московским и совершенном им в 19 веке освящении придела в честь праздника Крестовоздвижения. Одно из клейм на Северной стене открывает потомкам правду о русской трагедии XX века: о восстании на Бога народа-богоносца, о позорном предательстве и разрушении своей накопленной веками культуры, о боли и страданиях множества россиян, отказавшихся служить установившемуся богоборческому режиму. К числу исповедников веры в условиях тотального гонения на православную Церковь принадлежит служивший до 1935 года настоятель Никольского храма протоиерей Павел Александрович Виноградов, расстрелянный большевиками в 1937 году. Закрытый властями, лишенный богослужения храм пережил войну, разрушение временем и руками человеческими и был возвращен Церкви в 1990 году. Последняя историческая фреска находится возле отреставрированного придела в честь священномученика Харалампия и называется «Храм — дорога к небесам». Здесь рассказ о храме сегодня: подъем по крутой лестнице — это борьба с греховными пороками, и идут по этой лесенке дети и родители, идут радостно, потому что встречает их с распростертыми объятиями Сам Всемилостивый Господь и Спаситель.

История села и храма более подробно представлена в экспонатах церковного историко-краеведческого музея. Он существует с 2004 года и находится в помещении, примыкающем к детской воскресной школе. В нем проводится исследовательская работа, изучается русский быт и традиции семьи, история декоративно-прикладного искусства, особенности русской культуры. Регулярно обновляется интерьер, подбирается иллюстративный материал, собирается информация, проводятся встречи с интересными людьми. Музей ведет просветительскую работу, всегда открыт для посетителей.

Благодарим за материал и кропотливую работу по восстановлению истории нашего края настоятеля Свято-Никольского храма отца Алексия.

Оставьте комментарий